Морис Жоли (1829-1878)
Занимаясь биографией французского писателя Мориса Жоли, автора политического памфлета”Разговоры Макиавелли и Монтескье в царстве мертвых”, я решил разыскать его изображение. Запрос в Гугле принес мне множество ссылок и, в частности, ссылку на статью в Википедии о Морисе Жоли, с вот таким портретом:
Портрет №1.
Однако источник портрета там указан не был. Мне удалось найти человека, который разместил фотографию в Википедии, но к моему сожалению оказалось, что портрет был им попросту скопирован с некоего вебсайта, на котором тоже не было никаких указаний на источник. Вообще выяснилось, что Портрет №1 наводняет собою интернет, причем как смотрящий слева направо, так и справа налево (на веб-сайтах, написанных на иврите):
Портрет №2.
Но все-таки, откуда известно, и известно ли, что на этих портретах изображен именно Морис Жоли? Поиски в интернете привели меня к торговцу старыми книгами в Будапеште, у которого я приобрел альбом с фотографиями парижских коммунаров, числом 50. Среди них имелся и тот портрет, который меня интересовал.
Портрет №3.
Автор – известный парижский фотограф Эжен Аппер (Eugène Appert, 1830-1871). Альбуминовая карточка размера carte de visite (104 х 64 мм), на обороте карточки надпись вверху карандашом и внизу чернилами от руки “Jolly”. На лицевой стороне рамки, в которую вставлен портрет, подписано от руки же: Jolly | Membre de la Commune [Жолли, член Коммуны]. Именно так: Jolly с двумя “L”. А наш Joly (т.е. Морис Жоли) был с одним “L”. Может быть описка, а может быть другой персонаж. Продолжив поиски в интернете, я нашел в Northwestern University Library (Evanston, Illinois) еще одно такое же изображение:
Портрет №4.
Отпечаток, очевидно, сделан с того же негатива, что и Портрет №3. Библиотечная запись гласит:
Title: Jolly, Membre de la Commune
Date: [1871]
Physical Description of Original Image: 11 x 7 cm.
Proper Name Subject: Jolly, d. 1871.
Genre/Form: Albumen, Cartes de visite, Portraits.
Linking Data: Forms part of album 10.
Accession No.: 1-675
Сотрудник библиотеки любезно прислал мне фотографию альбомной страницы. Надпись под портретом карандашом, а поверх карандаша – чернилами от руки: Jolly. Membre de la | Commune, Délégué aux dévastations | des Eglises, Fusillé le 21 Mai 71 dans le parc Monceau [Жолли. Член Коммуны, уполномоченный на изъятие церковного имущества. Расстрелян 21 мая 71 года в парке Монсо]. Опять два “L”. И к тому же “наш” Морис Жоли застрелился в 1878 году, а вовсе не был расстрелян в парке Монсо. Я продолжил поиски.
Находясь по делам в Париже в начале 2016 года, я проходил по набережной Августинцев и случайно заметил у одного из букинистов книжку Paris au front d’insurgé. La Commune en images. Charles Feld avec la collaboration de François Hincker. Circle d’Art et Livre-Club Diderot, Paris, 1971. На полях 14-й страницы среди портретов других членов Коммуны я обнаружил знакомое лицо:
Портрет №5.
Опять Jolly c двумя “L” и никаких пояснений в тексте. Платье и лицо те же, но кажется, что на этой фотографии голова повернута вправо чуть больше, чем на предыдущих, и поэтому персонаж выглядит героем. Но это может быть и результат ретуши. Столетие Коммуны, все-таки. Юбилей.
Тогда же, в библиотеке Musée d’art et d’histoire de Saint-Denis мне удалось найти весьма редкую серию литографий Поля Кленка (La Commune, 74 charges des membres de la Commune par Paul Klenck, plus titre; Imprimerie Talons, 1871); за номером 33 – шарж на Jolly (с двумя “L”):
Портрет №6.
Затем, на гравюре Les hommes de la commune [Мужи Коммуны], напечатанной в журнале Л’Иллюстрасьон за 15 июля 1871 года (L’Illustration, Journal Universel, Samedi 15 Juillet 1871, # 1481, p.45.), наш герой выглядывает из-за голов более знаменитых коммунаров в левом верхнем углу. И опять: Jolly.
Портрет №7.
Еще через несколько дней после того, как мне повезло на набережной Августинцев, я зашел к знакомому букинисту в лавку на улице Вивьен, напротив старого здания Национальной Библиотеки. Зная мой интерес к Коммуне, он раздобыл для меня книгу Армана Дайо (Armand Dayot. L’Invasion. Le Siège. La Commune. Ernest Flammarion, Paris, 1901). Купив ее, я отправился к себе в Hôtel du Louvre и, расположившись в баре, стал медленно переворачивать страницы, внимательно изучая многочисленные иллюстрации. На странице 321 я нашел еще один портрет, идентичный предыдущим:
Портрет №8.
Под ним было написано: Joly | Membre de la municipalité provisoire | du 1er arrondissement | (Condamné à perpétuité.) [Жоли, член временного муниципалитета 1-го округа. Приговорен пожизненно]. Одно “L” – это хорошо, но пожизненный приговор… Такого за “нашим” Жоли не числилось.
Подытожим. Мы имеем изображение одного и того же человека, о котором написано:
№3: Jolly, Membre de la Commune (альбуминовая фотография, дата неизвестна).
№4: Jolly, Membre de la Commune, Délégué aux dévastations des Eglises, Fusillé le 21 Mai 71 dans le parc Monceau (альбуминовая фотография, дата неизвестна).
№5: Jolly (в книге Paris au front d’insurgé. La Commune en images, 1971).
№6: Jolly (в серии литографий La Commune, 74 charges des membres de la Commune par Paul Klenck, 1871).
№7: Jolly (на гравюре Les hommes de la commune в журнале L’Illustration, 1871).
№8: Joly, Membre de la municipalité provisoire du 1er arrondissement (Condamné à perpétuité) (в книге L’Invasion. Le Siège. La Commune; 1901.
Далее, были найдены две прокламации (афиши, листовки) времен Коммуны, подписанные, кроме прочих, неким Joly (с одним “L”), членом муниципальной комисии 1-го округа (см. Les murailles politiques françaises, depuis le 18 Juillet 1870 jusqu’au 25 Mai 1871; Affiches Françaises et Allemandes // La Guerre – La Commune; Paris – Province // Le Chevalier, Editeur, Paris, 1874).
Надпись на портрете № 8 сделана в 1901 году и, возможно, Дайо основывался как раз на подписях в этих прокламациях. Впрочем, Арману Дайо во время Коммуны было 20 лет, а к моменту смерти Мориса Жоли – 27, так что они вполне могли быть знакомы. Но в этом случае Дайо должен был знать, что человек на портрете – это Морис Жоли.
Единственное упоминание Jolly с двумя “L” в истории Парижа за 1870-71 гг. было мною обнаружено в книге Роберта Сиббета (Robert Lowry Sibbet, The Siege of Paris, Vol 1, Meyers Prinitinf and Publishing House, Harrisburg, PA, 1892; pp. 218-9), в том месте, где описывается мятеж 31 октября 1870 г. в Hôtel de Ville. Однако мы знаем из многих источников, включая автобиографию Мориса Жоли (Maurice Joly, son passé, son programme par lui-même, Paris: Lacroix, Verbɶckhoven et Co., 1870), стенограмм допросов и судебных заседаний по этому делу и т.п., что в событиях 31 октября принимал участие именно Maurice Joly с одним “L”, адвокат и автор “Разговоров”. Ни Jolly, ни Joly в списках осужденных или расстрелянных коммунаров я не нашел.
Итак, перед нами некто с фамилией Jolly или Joly, участник парижской коммуны, член временного муниципалитета 1-го округа. Сведения о судьбе этого человека тоже противоречивы: расстрелян, пожизненно осужден, а может быть ни то и ни другое? Имени, данного при крещении, нет. Сведений о месте жительства, роде занятий – тоже нет. Достаточно ли имеющихся данных, чтобы заключить, что человек, изображенный на наших портретах – это Морис Жоли? Вероятно, нет. Но я уверен, что это он, хотя прямых доказательств найти пока не удалось. Любые дополнительные сведения об этом портрете будут мною приняты с благодарностью.